Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Восточный административный округ

"Московская электронная школа"

22 марта 2017 года в 15:00 состоялся единый городской педагогический совет по теме "Московская электронная школа".

Запись онлайн трансляции Педагогического совета Гимназии 1797 доступна на этой странице ниже

Из чего состоит «Московская электронная школа»?

Главные элементы системы — это библиотека электронных материалов и электронный журнал и дневник. Последний работает уже давно, но благодаря платформе у него появилось больше возможностей.

В чём плюсы?

Начнём с очевидного. Так как учебники теперь хранятся в электронном виде в библиотеке, детям не надо таскать тяжёлые портфели. Вместо этого надо взять планшет. Если гаджета нет, а учебник нести не хочется, можно распечатать материалы, необходимые для конкретного урока.

Кроме того, не обязательно записывать задание на дом: оно отображается в электронном дневнике. Кстати, родители могут войти в свой аккаунт дневника из любой точки России и мира — нужно только подключиться к интернету. Это особенно удобно в командировках. Везде можно посмотреть, какую оценку получил ребёнок и какими знаниями обогатилась его светлая голова.

Библиотека электронных материалов — что это?

Это электронный ресурс, в котором хранятся не только учебники и пособия, но и сценарии уроков, которые пришли на смену планам уроков. Они похожи на презентацию с наглядными материалами и заданиями. Учителя по всему городу могут взять из библиотеки подходящий сценарий и воспользоваться им. Также есть способ внести в готовый материал корректировки или создать свой собственный. В последнем случае педагоги могут выложить сценарий в общий доступ — надо только отправить его на модерацию.

Такая система позволяет всем учителям города обмениваться опытом и создаёт здоровую конкуренцию между ними. Ведь любой сценарий есть возможность оценить, а ещё отслеживается количество скачиваний каждого материала.

А как ребёнок использует библиотеку?

Дети скачивают приложение uchebnik.mos.ru на планшеты или домашний компьютер. Когда учитель запускает урок на своём планшете, все дети из класса автоматически присоединяются к сценарию. Им просто надо открыть приложение. Причём, учителю и ученику не обязательно быть в одной сети Wi-Fi. То есть, если ребёнок заболел и остался дома, но не хочет пропускать урок, он может с домашнего компьютера или с планшета войти в сценарий и участвовать в процессе. Кроме того, если ученик присутствовал в классе, но что-то недопонял, ему достаточно ещё раз зайти в сценарий и проработать материал.

Что поменялось в дневнике?

Электронный журнал и дневник связаны с библиотекой. В дневнике отображается тема урока, она подразделяется на подтемы, так называемые контролируемые элементы содержания образования. Например, сегодня дети изучили древнейших людей и зарождение искусства в рамках темы «Первобытность». От этих элементов идут прямые ссылки на соответствующий материал в библиотеке. То есть, чтобы подготовить домашнее задание или повторить что-то, надо просто перейти по ссылке из дневника. То же самое могут сделать родители, чтобы посмотреть, что проходил их ребёнок сегодня. А ещё в дневнике выстраивается статистика успеваемости школьника.

Дневник и журнал тоже связаны?

Они не просто связаны. Это одна система. Просто учителю доступен один интерфейс, а ученикам и родителям — другой. Учитель, например, видит своё расписание, рабочие программы, домашнее задание, журнал. Журнал похож на обычный: в нём список детей, числа и оценки. Темы уроков подгружаются из календарного плана.

И родители, и дети видят вторую часть системы — дневник, но у них разные аккаунты. Родитель может вести переписку с учителем, которая не будет видна ребёнку.

Как работают интерактивные доски?

Это большой сенсорный экран с диагональю 84 дюйма. Доски подключены к интернету и, естественно, к библиотеке электронных материалов. Учитель управляет доской непосредственно прикасаясь к ней или со своего планшета. Он запускает сценарий урока, дети через приложение попадают в этот сценарий на личных устройствах. Кстати, материал в сценарии имеет три слоя, они похожи, но не идентичны. Первый — это то, что на доске. Второй — на планшете у учителя (там могут быть дополнительные комментарии). И наконец, третий — это то, что на планшетах учеников. Кстати, когда ребёнок смотрит сценарий дома, у него есть возможность зайти во все слои, в том числе в учительский.

Благодаря интерактивным доскам учителя могут доносить материал красочно и креативно. Некоторые предметы, такие как стереометрия, особенно выигрывают от возможности демонстрировать объёмные изображения. Благодаря подключению к интернету удаётся быстро найти всё что угодно — закон, научную статью, видео и так далее.

На доске можно рисовать. Вместо мела — палец. Современным детям, которые привыкли к гаджетам, это очень нравится. Например, изучая историю, ученики выходят к доске и с удовольствием рисуют торговые пути или обводят территории обитания тех или иных племён.

Планшеты — обязательный элемент программы?

Нет. Система построена так, что планшеты не обязательны: дети могут смотреть на интерактивную доску и работать, а вместо планшета использовать традиционные учебники. Планшет лишь один из инструментов, сценарии работают как с ним, так и без него. Как уже говорилось, слайды сценария можно распечатать.

Кто решает, пользоваться ли планшетом?

В первую очередь семья.

А покупают его родители?

Некоторые школы закупают часть планшетов. Но в основном да, родители. Хорошая новость в том, что система подключает планшеты на любой операционной системе — Windows, Android, iOS. Родители могут выбрать доступное устройство. Технические параметры не являются принципиальным моментом.

Как связаны между собой интерактивная доска и планшеты?

Они синхронизируются через интернет на уровне баз данных. Это российская разработка. Выстроена ролевая модель в отношении каждого из устройств и в её рамках внутри запущенного приложения доступен соответствующий функционал. Есть единый источник управления — планшет учителя.

Также связь идёт через электронный журнал и дневник. Все дети имеют привязку к классу. Предположим, что урок начинается в 5-м Б. Учитель выбирает класс и по умолчанию подключаются все ученики из 5-го Б. Таким образом, дети, у которых открыто приложение, становятся участниками урока.

Интернет нужен постоянно?

Смотря для чего. Чтобы присутствовать в сценарии урока в режиме онлайн — да. А в библиотеке учебники, пособия или материалы сценария можно положить в свою рабочую область и читать офлайн.

Как всё это повлияет на оценки?

По всему городу система работает только с этого года. Но в отдельных школах её начали использовать раньше. Например, в школе № 1995. В прошлые два года по новой схеме там преподавали три предмета — биологию, историю и химию. Успеваемость (то есть количество оценок 4 и 5) возросла: по биологии — на 12 процентов, по истории — на 15 процентов, по химии — на 10 процентов.

«Московская электронная школа»: инструкция по применению. Официальный сайт Мэра Москвы